САРАТОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Единство
  ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


НОВОСТИ
события, поступления

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ


ПРЕССА
анализ, комментарии

ГОСТЬ НЕДЕЛИ
интервью с нашими гостями

ВОПРОСЫ О ПАРТИИ
спрашивайте о главном

ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ


ПОЛЕМИКА
статьи, вопросы

ССЫЛКИ
ссылки по тематике

Саратовский горсовет

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


СТРУКТУРА
организация, ее структура, лица

КИРОВСКИЙ РАЙКОМ
ЗАВОДСКОЙ РАЙКОМ
ЛЕНИНСКИЙ РАЙКОМ
ФРУНЗЕНСКИЙ РАЙКОМ
ВОЛЖСКИЙ РАЙКОМ
ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙКОМ

ИЗДАТЕЛЬСТВО


ПАРТИЙНЫЕ КУРСЫ


ЮРБЮРО

Доклад Б.В.Грызлова,
руководителя фракции "Единство" в Государственной Думе,
на заседании Политсовета ОПОД "Единство"
22 апреля 2000 года

Наше движение существует всего немногим более полугода, однако, за спиной у него уже есть определенный "боевой" опыт - парла-ментские и президентские выборы.
Движению удалось занять второе место по результатам думских выборов, провести в парламент крупнейшую фракцию, которая благо-приятно изменила расстановку сил в депутатском корпусе.
Нам удалось путем тактического союза с левой частью Думы по-ставить под контроль "Единства" большую часть ключевых комитетов. Решающее влияние фракции на расклад думских комитетов было по-казано, например, при голосовании по ратификации договора СНВ-2. В этот день левые потерпели сильное поражение. Можно сказать, что в течение одной неполной сессии фракция "Единство" в значительной мере оздоровила работу нижней палаты парламента, выступая там главной консолидирующей силой.
Активисты движения достойно работали на прошедших прези-дентских выборах. Работа проводилась во исполнение решений Учре-дительного съезда "Единство".
В политическом заявлении съезда говорилось, что мы, как и большинство россиян, связываем свое будущее с Владимиром Влади-мировичем Путиным как президентом Российской Федерации. Сегодня мы можем сказать, что решения своего Учредительного съезда движе-ние "Единство" успешно выполнило.
Результаты президентских выборов известны. Поддерживаемый движением и нашими союзниками Владимир Владимирович Путин убе-дительно победил своих соперников в первом туре.
Как осуществлялась наша поддержка кандидата?
Избирательные штабы в регионах возглавили Председатели Со-ветов региональных движений "Единства" (4 области), а также их за-местители и члены Совета (7 регионов). Председатели Совета и члены Советов региональных движений работали заместителями руководите-лей штабов в 8 регионах. Еще в 36 регионах представители "Единст-ва" входили в состав штабов.
В целом работу "Единства" на выборах можно характеризовать как хорошую. Наш кандидат не смог победить только в 5 регионах - это Брянская, Липецкая, Омская, Кемеровская области и республика Алтай. В остальных регионах Владимир Владимирович Путин получил подавляющее количество голосов.
Из созданных 88 региональных движений "Единство" активно привлечены были к работе 55. Деятельность выборных штабов не сле-дует оценивать только прохождением нашим кандидатом пятидесяти процентного барьера. Надо делать поправки на "политическую окра-ску" той или иной области. С этой точки зрения, 43 процента в крас-ной Брянской области многого стоят.
Уже отмечалось, что Владимир Владимирович Путин победил практически во всех традиционно "красных" регионах. Это, конечно, в первую очередь, заслуга самого кандидата. Однако, и активисты "Единства" в этих регионах бдительности не теряли.
Вместе с тем, осязаемые результаты, достигнутые в ходе про-шедших избирательных кампаний не должны обманывать. До настоя-щего времени авторитет движения практически тождественен автори-тету его лидеров, а программные установки идентичны предвыборной платформе Президента России Владимира Путина. Таким образом, на-лицо проект политической структуры, который еще только предстоит превратить в устойчивое сооружение.
Теперь после череды федеральных выборов наступает рутинная, лишенная внешних эффектов работа по выполнению наших предвы-борных обещаний. И головокружение от успехов, если оно у кого-нибудь успело развиться, должно смениться еще большим головокру-жением от задач, которые предстоит решить сегодня и в ближайшее время.
Но главное достигнуто - выборы нового президента страны оз-начают политическую стабильность.
Коллеги!
У вас было время, чтобы ознакомиться с проектом программы движения. Она составлена по принципу - что есть сегодня и что нуж-но сделать, чтобы изменить исходное состояние к лучшему. Мы не только критикуем действительность, мы предлагаем пути ее преобра-зования.
Хотя обсуждение проекта программы идет весьма активно, кон-кретные поправки и дополнения к ней поступили, к сожалению, только из 30 региональных организаций. Это свидетельствует о том, что мы не сумели задействовать как следует имеющийся на местах интеллек-туальный потенциал. Между тем, он несомненно есть, что доказали своими продуманными замечаниями и дополнениями, например, Мос-ковская, Липецкая и Омская организации. В оставшийся до съезда ме-сяц работу над редакцией программы надо серьезно активизировать.
Конечно, мы могли бы предложить вам текст законченной про-граммы, разработанный в пределах Садового кольца города Москвы, Но в этом случае, она не была бы программой народной общероссий-ской партии.
Уверен, что ваши исправления и дополнения к этой программе не смягчат остроту выявленных в ней проблем. Более того, обогащен-ная предложениями с мест она, наверняка, станет обширнее, а круг задач, подлежащих решению, будет расширен. Так, в проекте явно не хватает раздела , посвященного задачам и целям собственно движе-ния "Единства" и его развития в партию.
Не буду перечислять все пункты программы. Замечу лишь, что они верно отражают особенности исходной ситуации и предлагают правильные выходы из нее. Об этом свидетельствует тот факт, что се-годняшние действия правительства, например, в экономической сфере были, как бы, предугаданы нашей программой.
Я имею в виду не только поправки к налоговому кодексу, но и решение о повышении пенсий, поскольку социальная сфера - уязви-мое место рыночных реформ. Разве можно всерьез говорить о личной инициативе граждан, если большинство населения продолжает думать лишь о куске хлеба? Экономическая ситуация в стране остается слож-ной, хотя элементы некоторого оздоровления налицо. Задача в том, чтобы не только удержать эту ситуацию, но и улучшить.
Народ, поддержавший на выборах президента Путина, пребывает в ожидании лучшего. Большая часть населения готова все делать са-ма, нужны только условия для оживления инициативы. Эти условия могут быть привнесены в повседневную жизнь только политическими решениями.
Политики, в том числе и проигравшие на выборах заняты сегодня партийным строительством. Об этом говорят Григорий Явлинский, Ми-хаил Горбачев, Борис Немцов, многие другие. Для них создание пар-тий - не более чем самоудовлетворение, попытка продолжить свою политическую жизнь. Они делают это ради нескольких хороших для себя лет. Тем не менее, тяга к партийному строительству показатель-на: проигравшие политики справедливо включили в причины своих неудач отсутствие дружных сплоченных организаций.
Нас называют "партией власти". Да, нам известны методы, пути и возможные решения в области политики и экономики. Но действи-тельной "партией власти" нам еще предстоит стать. Сегодня как нико-гда актуально возникает вопрос организации власти. И чтобы власть не была чиновничьей или не оказалась по-военному слишком прямо-линейной для мирного строительства, нам требуется сильная партия, на которую не стыдно было бы опираться президенту. Наряду с борь-бой за идеи теперь предстоит бороться за людей.
Выиграть борьбу за людей может лишь партия, обладающая сле-дующими основными характеристиками. Она должна отражать интере-сы большинства россиян и быть в этом смысле народной. Она должна строиться на понятных большинству населения идеологических прин-ципах - каждый гражданин в программе этой партии должен найти от-веты на те вопросы, с которыми он просыпается и ложится спать. Она должна быть дисциплинированной - преимущества строгой партийной дисциплины уже показала думская фракция "Единство". При выполне-нии всех этих условий мы получим то, чего не хватает всем нынешним российским партиям, кроме, пожалуй, КПРФ, - массовость.
Чтобы перейти в это новое качество нам потребуется, во-первых, основательная идейно-политическая платформа, а во-вторых - орга-низационная база, включающая продуманные принципы кадровой по-литики. На сегодняшний день следует признать - мы не располагаем в достаточной степени ни тем, ни другим.
Прежде чем обратиться к рассмотрению двух базовых характери-стик будущей партии - идеологии и оргструктуры - позвольте выска-зать некоторые размышления о партийном строительстве в сегодняш-ней России.
Зачем нам партия? Для завоевания и удержания власти. А разве нельзя достичь этих целей иным путем? Думаю, что иные возможности, и в первую очередь административный ресурс, влияние которого в нашей державе традиционно велико, близки к своему исчерпанию.
В стране, по сути, отсутствует политическая система. Есть набор государственных институтов, предусмотренных конституцией. Но по-литическая система - это не только механизм государственной власти и не только избирательная система, позволяющая оказывать на этот механизм ограниченное воздействие. Я полагаю, что неотъемлемой частью политической системы цивилизованного общества являются политические партии, способные консолидировать воззрения предста-вителей социальных групп, отстаивать в открытой дискуссии свое ви-дение перспективы развития и предлагать его широким слоям населе-ния в качестве своего рода общественного договора. Это означает, получив одобрение большинства избирателей, привести к рычагам управления страной своих представителей для реализации проекта на практике. При этом партия сохраняет возможности контроля за своими выдвиженцами и корректирует при необходимости их деятельность.
Почему политическая жизнь в смысле соревнования политиче-ских партий за симпатии населения не только в период выборов, но и на постоянной основе не сложилась за эти годы в России?
Все дело, думается, в тяжелом наследии советской системы, в рамках которой партия и государство были настолько плотно перепле-тены, что идентифицировать их уже не представлялось возможным. Фактическое законодательное закрепление монополии КПСС на поли-тическую жизнь не могло к этому добавить ничего существенного - такова была традиция, навязанная силовым путем в течение десятиле-тий. В итоге мы получили тотальное подавление инициативы и твор-ческого поиска в политической области. Закономерно, что крушение советского строя вызвало, в первую очередь, массовое отторжение коммунистической партии как тоталитарной секты, осуществлявшей всеобъемлющий контроль над обществом. Сама мысль о возможности объединиться в рамках политической партии вызывала у заорганизованного общества аллергию.
Известные попытки сколачивания партии власти (ПРЕС, "Выбор России", НДР) завершились провалом в силу их номенклатурной на-правленности. Все они примеряли на себя ярлык "партии власти". К власти эти организации имели весьма опосредованное отношение. Са-ми они властью не обладали, а их взаимоотношения с властями своди-лись к тому, что все, кто занимал заметные административные, посты автоматически получали руководящие должности в этих партиях. Именно этого нам надо избежать в процессе партстроительства. Пар-тийная работа - такое же профессиональное дело, как и любое дру-гое. Еще один важный момент - отношения с главой государства. Бо-рис Ельцин не опирался ни на одну "партию власти". Отсюда эпизо-дичность в партийной работе. Вся партийная жизнь проходила под ло-зунгом "от съезда к съезду".
Вместе с тем сегодня общественное мнение России уже преодо-лело отторжение партий, о котором я говорил ранее. Этим и объясня-ется популярность нашего движения "Единство". Появилась значи-тельная социальная группа готовая воспринимать ясно сформулиро-ванные политические установки и добиваться реализации своих инте-ресов через организационные структуры. Я говорю о так называемом среднем классе, который у нас то восторженно обнаруживали, то без-временно хоронили. Я уверен, что "Единство" может стать партией выражающей его интересы.
С учетом сказанного, я бы считал необходимым выделить не-сколько ключевых, на мой взгляд, элементов, относящихся к нынеш-нему этапу создания партии на базе нашего Движения.
Первое.
Мы должны самым серьезным образом отнестись к разработке политической платформы. Я сознательно избегаю слова идеология, оно слишком широко для характеристики наших сегодняшних потреб-ностей. Все это чуждо нашему быстро меняющемуся миру. Мне кажет-ся, мы должны предлагать обществу не свод правил поведения, не клятвы в верности, не веру, наконец, не терпящую сомнений, а кон-кретные проекты, построенные на понятных людям принципах. В их основе, по нашему мнению, должна лежать цепочка приоритетов "че-ловек - семья - частная собственность - общество - государство".
Если мы хотим выражать интересы людей дела, давайте подой-дем и к этому вопросу по-деловому. Наши потенциальные сторонники захотят от нас услышать, как конкретно мы собираемся строить буду-щее нашей страны. И мы должны будем конкретно объяснить, как мы представляем себе взаимоотношения партии и государственных ин-ститутов, наш подход к формированию бюджета и его распределению, наши взгляды на социальную защищенность и защиту окружающей среды, налогообложение и инвестиционную политику, национальную безопасность и внешние связи России.
"Единство" должно заявить о своей приверженности фундамен-тальным гражданским свободам и сильному государству, способному эти свободы защитить.
Особым элементом нашей политической платформы должна стать региональная составляющая. Мне представляется, что если мы действительно хотим оказать реальное позитивное воздействие на жизнь нашей страны, нам следует самым серьезным образом отнестись к предстоящим в этом году выборам в регионах. В 33 из них будут вы-бирать губернаторов, но я бы особенно выделил выборы в законода-тельные собрания и органы местного самоуправления. Вот где, на мой взгляд, находятся ключи к изменению жизни Большой России. С июня по декабрь выборы в законодательные органы власти пройдут в 24 ре-гионах, а в органы местного самоуправления - в 46. У нас короткий разбег для подготовки к этим выборам, но ничего не поделаешь - придется идти на экстренные усилия. Здесь есть за что бороться. Мало назвать имена наших главных кандидатов. Мы должны помочь им по-бедить.
"Единство" должно дистанцироваться от любых политических крайностей, представляющих устремления маргинальных слоев.
"Единство", опираясь на свои позиции в Госдуме, должно высту-пить поборником диктатуры закона на всех уровнях.
В области международных отношений, мы должны руководство-ваться принципами последовательного отстаивания наших экономиче-ских позиций в целях повышения конкурентоспособности на междуна-родной арене, защиты каждого российского гражданина, где бы он ни находился, исключения любых угроз безопасности и собственности нашего народа.
Я не думаю, что разосланная ранее в регионы программа должна исчерпать интеллектуальные усилия будущей партии. К этой работе целесообразно привлечь широкие слои специалистов в различных об-ластях, особенно молодежь.
Второе.
Мы не создадим партию без четкой организационной структуры, без низовых организаций, без четкой системы подчиненности и ответ-ственности партийных кадров. Я бы особенно выделил необходимость подготовки, выращивания, если хотите профессиональных партийных деятелей, не совмещающих свою работу с другими видами деятельно-сти. К чему приводят попытки заниматься одновременно партией и бизнесом мы уже не раз видели. Равно не хотелось бы и воспроизводить советский опыт и его уродливые российские модификации, когда бывшие секретари обкомов плавно трансформировались в губернато-ров и глав законодательных собраний. Разумеется, партия обязана контролировать своих выдвиженцев, иначе не понятно в чем состоит завоевание и удержание власти. Однако я думаю, никто из нас не хо-тел бы, чтобы люди вступали в нашу партию лишь для карьерного роста. Вот почему, заявляя о стремлении к созданию массовой партии, мы не должны доводить этот процесс до абсурда. В дурном сне не приснится мне вызов в партком "Единства" перед поездкой за рубеж. Партийный аппарат, как я уже сказал, безусловно, необходим, иначе невозможно будет обеспечить системную работу, организационную, пропагандистскую, аналитическую и т.д. Но не дай Бог нам допустить превращение партийного аппарата в касту избранных, в носителей привилегий и истины в последней инстанции. Это стало бы немедлен-ным крушением всего дела.
Третье.
Теоретически старт лавинообразному процессу создания регио-нальных структур новой партии должен был бы дать предстоящий съезд. Очень бы хотелось постепенно выращивать партию снизу, вни-мательно прислушиваясь к каждой полезной инициативе. Увы, на это нет времени.
Нам придется действовать не традиционно. Прообразы будущих партийных организаций в регионах будут создаваться до официально-го провозглашения создания партии. Желающие стать членами партии "Единство" должны будут написать заявления о вступлении. На уров-не района списочный состав может составить, как показала выборная кампания около 150-200 человек. Чтобы региональные партийные ор-ганизации были легитимными, надо создать низовые парторганизации (точнее, их прообразы) не менее, чем в половине районов в регионах.
Далее схема партстроительства примерно такая: проводится со-брание низовой организации ОПОД "Единство" на уровне района. На нем принимается решение о реорганизации ОПОД в партию на вне-очередном общероссийском съезде "Единства". Также обсуждаются проекты устава и программы, избираются новые руководящие органы и делегаты на региональные конференции, где и избираются делегаты на съезд.
Хочу высказать несколько принципиальных соображений по дан-ному этапу партстроительства. Без преувеличения можно говорить, что от его успеха или неуспеха зависит судьба будущей партии. Здесь очень важно избежать повторения тех ошибок и недостатков, которые наблюдались при создании ОПОД "Единство".
Самый главный вопрос - это вопрос подбора кадров. Замечу, что далеко не все руководители региональных организаций движения "Единство" станут и руководителями соответствующих партийных ор-ганизаций.
При реорганизации движения в партию мы должны очиститься от случайных попутчиков, от всех тех, кто хотел и хочет "прислониться" к "Единству" как к властной структуре. Говорю прямо - автоматиче-ской перерегистрации из движения в партию с сохранением постов не будет.
Далее. При создании движения в ряде регионов губернаторы "подмяли" формирование региональных организаций под себя и на-значили на руководящие посты подконтрольных им, порой малоини-циативных и профессионально неподготовленных людей. Не хочу оби-деть никого из присутствующих, однако, вопрос о лидерах партийных организаций - это вопрос об успехе всей будущей партии "Единство".
Другой недостаток, повторения которого следует избежать, - это формирование региональных организаций по принципу "землячества" с руководителем организации. Такой подход неприемлем. Мы не при-знаем легитимность партийных региональных организаций, если в них войдут представители преимущественно одного города или района. Партийная география должна быть полной.
На этапе преобразования движения в партию мы будем освобо-ждаться и от тех людей, которые пришли в "Единство" чтобы решать личные проблемы. Нельзя допустить, чтобы партия стала кормушкой. Максимальный спрос будет с каждого руководителя, равно как и с ка-ждого рядового члена.
Проблему кадров надо решать и с другой стороны. Не только очищение наших рядов, но их и расширение. Мы намерены строить массовую партию, только в этом случае она сможет играть надлежа-щую роль в жизни России. При строгом отборе членов нельзя допус-тить кастовости, превращения "Единства" в закрытый элитарный клуб для избранных. Мы не создаем новое издание КПСС, мы строим демо-кратическую и дееспособную партию. Двери партии должны быть от-крыт для всех тех, кто признает ее программу и устав, разделяет цели и задачи. Должна быть ясной наша позиция относительно членства в нескольких партиях или политдвижениях. Хотя ныне действующее за-конодательство допускает одновременное членство сразу в нескольких организациях, "Единство" занимает в этом вопросе более "строгую" позицию. Мы не признаем двойного, а тем более тройного членства. Кстати, этот же подход взят за основу в новом российском законе о партиях, который уже разрабатывается.
На плечи каждой региональной организации, помимо подбора кадров, ложится обязанность по созданию материальной основы строительства партии. В регионах следует развернуть активную работу со средствами массовой информации. У партии должен быть свой пе-чатный орган, федеральные и, что очень важно региональные издания. Такая же задача стоит перед нами в отношении теле и радиока-налов.
Необходимым и очень важным условием успешного партстроительства в регионах является неукоснительное соблюдение сроков подготовки к съезду. До 10 мая должны быть проведены районные со-брания отделений "Единства", до 20мая - региональные конферен-ции. Только при таком временном графике мы сможем провести съезд и сдать документы на перерегистрацию движения в партию и в наме-ченные сроки. И вообще, хочу подчеркнуть - мы собрались на заседа-ние Политсовета не для того, чтобы полюбопытствовать, как делается партия. Тем, кто только для этого прибыл, надо менять свое отноше-ние, как говорится, здесь и сейчас. Надо работать, а не созерцать.
Руководство Политсовета "Единство" вместе с лидерами движе-ния предлагает провести 2-ой внеочередной съезд 27 мая в Государст-венном Кремлевском дворце с квотой "один делегат от 100 тысяч из-бирателей". Примерная повестка съезда вам роздана. На этом съезде мы должны принять принципиальное для нашего движения и будуще-го всей страны решение - о создании партии "Единство".
Будущее нашей страны вырастает вдали от столичных политиче-ских форумов, вдали от внимания телекамер и фоторепортеров. Раз-глядеть это будущее, поддержать его, открыть ему дорогу - это, на-верное, и есть главная задача нашего партийного строительства.
WebMaster'у "Единству"
   
Сайт создан в системе uCoz