|
Статья Сергея Ислентьева "Следующие шаги не заставят себя ждать" была опубликована в областной газете "Саратовские вести" (№ 252) пять лет назад (1.12.1995 г.). К сожалению, она оказалась пророческой. Теперь, в наше время, в результате того, что в 1995 году остановилось развитие самоуправления города, речь уже идет не об отдельных случаях подкупа, не о круговой поруке нескольких взяточников, но о прочно выстроенной системе перераспределения материальных ресурсов города. В городской и во всех районных администрациях г. Саратова смесь из более проворных выходцев из верхушки старой номенклатуры, коррумпированных государственных чиновников и мафии нуворишей приобрело полный контроль над инструментами государственной и муниципальной власти - самой надежной гарантии благосостояния в постсоветской России. В г. Саратове коррумпированный мэр Юрий Аксененко и избранная из "нужных людей" городская Дума работают "крышей" для частных "благотворительных" фондов, занимающихся преступной деятельностью. По сути, саратовская городская администрация в наши дни представляет собой организованное преступное сообщество, которое "заблокировало", как предупреждал С. А. Ислентьев, "действия госвласти на территории всей области". В некоторых сферах деятельности, например в управлении недвижимостью, мэрия действительно в своих интересах подмяла под себя госвласть. Шестеренки саратовской экономики вертятся исключительно за счет бесконечных "смазок" - открытия ответственным людям банковских счетов, строительства дач, приобретения роскошных квартир и т.п. Действует это ОПС, разумеется не в интересах жителей города и области.
И если сегодня мы живем в городе, где любого подонка боятся и уважают уже за одно то, что он подонок, то, разумеется, и зарождение воровской методики градоуправления не заставило себя долго ждать. Свободу действий получили "теневые центры власти, опирающиеся на группировки из криминальных структур и состоящих у них на службе коррумпированных чиновников", которые по заданию этих центров "отжимают" рынки, отнимают у предпринимателей их бизнес, продают за взятки помещения православных храмов под кабаки и закусочные... Как и предсказывал пять лет назад С. А. Ислентьев, средства полученные организованным преступным сообществом во главе с Ю. Н. Аксененко, "имея непроизводительное происхождение" не тратятся на развитие Саратова.
Саратовцы давно осознали, что Саратов под управлением мэра Аксененко - это просто запущенный, разоренный, разграбленный, униженный город с плохими дорогами. Наш город разрушается на глазах; островки показного "благополучия" не могут скрасить общее жуткое впечатление распада. Когда экономисты говорят, что амортизационные отчисления и инвестиции не обеспечивают простое воспроизводство основных фондов, они говорят о том, что на обычном разговорном языке называется катастрофой. Этому физическому разрушению городской среды соответствует коллапс среды социальной: давно выработавшие свой ресурс допотопные автобусы и троллейбусы, аварийное состояние системы жизнеобеспечения огромного города, обнищавшее и ко всему безразличное население, заранее смирившееся с самым худшим исходом, полное отсутствие перспектив - вот что такое современный Саратов.
Каждый человек имеет право достойно жить в своем городе и участвовать в решении реальных проблем этого города, а не бороться всю жизнь против произвола городских властей. Поэтому мы, Саратовская городская организация "Единство", будем добиваться формирования саратовской гражданской общины и истинного самоуправления ею Саратова, неподконтрольного нынешним преступным кланам. В настоящее время, когда саратовское самоуправление, а точнее самоуправство, стало инструментом ОПС, исполнение государственных и общественных интересов в области постоянно находится под угрозой. Тогда, в 1995 году, "следующие шаги" ОПС действительно не заставили себя ждать. Быстро перекрасившаяся коммунистическая номенклатура лишила нас права достойно жить в конце XX века - теперь уже поздно сожалеть об этом, но нельзя допустить, чтобы точно так же у нас украли и новое столетие.
Мы - российские граждане, члены Саратовской городской организации "Единство" со всей ответственностью заявляем, что, если на предстоящих выборах партия "Единство" не будет представлена в городской Думе многочисленной фракцией, которая предпримет немедленные и самые решительные действия на уровне исполнительной, законодательной и судебной власти, Саратов, вероятно, еще лет на десять останется кланово-криминальным городом, в котором коррумпированные чиновники из мэрии, криминальные дельцы и бандиты конкурируют и сотрудничают в борьбе за добычу.
Эдуард Абросимов
"Следующие шаги не заставят себя ждать"
Саратовские вести, № 252, пятница 1 декабря 1995 г.
Баталии вокруг устава Саратовской области долгое время занимали внимание местных политиков. Устав стал рубежом противостояния различных политических сил. Губернатор "стоял насмерть", отказываясь подписать областной законодательный акт, противоречащий своими нормами федеральному законодательству и здравому смыслу. Страсти утихли, когда спор о том, кто прав, кто виноват, должен был быть решен Конституционным судом. По плану рассмотрения дел Конституционного суда это должно это должно было произойти не раньше февраля. И вдруг 14 октября устав был губернатором подписан. Подписание устава стало результатом договоренности первых лиц исполнительной и представительной власти. Дума сделала три уступки, одна из них принципиальная. Между тем, устав от этих поправок лучше не стал, представляя собой скучное, без проблеска мысли, повторение кусков федерального, в том числе устаревшего законодательства и тавтологий (я, например, из устава узнал, что банковская система Саратовской области состоит из банковской системы Саратовской области). Мне пришлось просмотреть уставные документы почти всех субъектов Федерации в России и везде видно стремление их авторов расширить в рамках федерального законодательства объем властных полномочий своих администраций, прикрыть свои территории и структуры от колониального хозяйничанья отраслевых и прочих столичных структур. Наши же политики отказались даже от многого из того, что федеральное законодательство предлагает субъектам Федерации.
Но все вышесказанное в отношении устава - лирика, в сравнении с рядом скрытых, на первый взгляд, структурных проблем, которые в ближайшем будущем будут лихорадить органы управления и опять не позволят создать эффективную схему управления экономикой. Это очень похоже на то, как если бы саперы вместо разминирования бомбы заложили бы еще несколько. Одна из самых мощных "мин замедленного действия", заложенных уставом области, - конфликт прерогатив между администрацией области, как представителя государственной власти в регионе, и мэрией города Саратова, как субъекта самоуправления одним из городов области.
При очень хорошей отраслевой сбалансированности нашего народного хозяйства диспаритет в размещении населения и хозяйственных ресурсов (в Саратове размещается половина населения и большая часть предприятий области) создает возможность колонизации одним из городов области остальной части региона.
При том, что районы области уже имеют депрессивный характер хозяйственной жизни, эксплуатация ресурсов всей области в интересах небольшой группы власть имущих в Саратове, подорвет в уже ближайшем будущем хозяйственный потенциал всей области. Безусловно, что средства, полученные этой группой, имея непроизводительное происхождение, не будут потрачены эффективно и на развитие Саратова. В результате на десятилетия Саратовская область превратится в одну из самых отсталых территорий России.
Во времена "парада суверенитетов" конфликт прерогатив двух уровней власти уже давал о себе знать, но общеполитическая ситуация, а затем восстановление вертикали исполнительной власти позволили снизить ее проявления. Но полностью эта проблема не была снята.
Системно правильное и актуально необходимое в последовательном государственном и общественном строительстве ограничение вертикали госвласти на уровне субъекта Федерации в нашем случае без проведения предварительных специальных мероприятий, приведет к тому, что один из субъектов самоуправления - мэрия Саратова - заблокирует действия госвласти на территории всей области и в результате либо две структуры во взаимном противостоянии не смогут осуществлять управление, либо мэрия подомнет под себя в своих интересах госвласть.
И в том, и в другом случае свободу действий получат параллельные (теневые) центры власти, опирающиеся на группировки из криминальных структур и состоящих у них на службе коррумпированных чиновников и бизнесменов. Действовать они будут, естественно, не в интересах жителей города и области.
В истории современного госстроительства есть яркий пример аналогичной ситуации. В США в двадцатых годах криминально-финансовая группировка "Тамани", поставив под контроль муниципалитет Нью-Йорка - деловой и финансовый центр Америки, была близка к захвату контроля над госвластью США. Проблему удалось преодолеть лишь благодаря здоровому консерватизму "одноэтажной Америки", ответственности финансистов и интриганству американских спецслужб, натравивших на "Тамани", тогда еще маловлиятельную, но агрессивную преступную группировку выходцев из Сицилии, которым и в голову не приходило контролировать государство.
Эта аналогия достаточно ярко показывает, на каком уровне институционального строительства мы находимся по сравнению с современным цивилизованным миром, и в то время показывает, как близки мы к опасности попасть под власть криминального мира.
В Европе традиция самоуправления формировалась под контролем гражданской общины, в Америке - религиозной. Патерналистскую роль по отношению в органам самоуправления в Японии исполняло государство в лице губернаторов. Японская схема характерна для восточного мира при формировании системы самоуправления.
Российский опыт патернализма становлению самоуправления привел, как известно, к печальным последствиям - земские органы очень часто служили надежной "крышей" для деятелей криминальных структур. В нынешних условиях, учитывая отсутствие традиций самоуправления, нравственный релятивизм мышления городских чиновников и отсутствие этического контроля со стороны религиозной общины и полное отсутствие гражданской общины, патерналистскую функцию по отношению к институтам самоуправления, может выполнить лишь региональная госвласть.
В нашем же случае властный диспаритет Саратова к другим субъектам власти в области, конкретная расстановка сил, эгоистическая безответственность ряда солидных политических фигур, нерасторопность и непонимание проблемы (а может быть, просто вовлеченность в интересы теневых центров власти города) некоторых должностных лиц, уже сейчас привели к бесконтрольной антиобщественной деятельности ряда группировок.
А при введении институтов самоуправления в Саратове, формирование которых будет проходить под их же контролем, будет поставлено под угрозу исполнение государственных и общественных интересов в области.
До 14 октября еще была возможность провести ряд мероприятий, которые бы легко позволили сделать ситуацию в значительной мере безопасной, он введение в действие устава области, несмотря на его бестолковость в целом, странным образом, как раз этих возможностей администрацию и лишают:?!. Следующие шаги заинтересованных лиц, например, расширение городской черты, закрепление эксклюзивных полномочий, не заставят себя ждать.
Сергей Ислентьев
|
|