Интервью
Единство ради порядка и развития
С председателем Саратовского городского отделения ОПОД "Единство" Сергеем Майоровым я встретился за несколько минут до совещания Оргкомитета Учредительного собрания Саратовского регионального отделения Международного общественного движения "Общественная палата союзного государства" в котором он принимал участие. Ладная крепкая фигура, светлые волосы, серые глаза и аккуратная русая борода Майорова навевали образ гражданина Великого Новгорода - Садко. На лацкане пиджака "Садко" матово отблёскивал маленький круглый значок с медведем "Единства". После публикации эссе Сергея Майорова "Съезд "Единства" - как точка отсчёта" в общеполитическом еженедельнике "Грани" я искал встречи с ним с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся состояния и перспектив российского правого консерватизма.
- Сергей Иосифович, что такое российский правый консерватизм и чем, на ваш взгляд, он отличается от консерватизма западного ?
- Консерватизм вообще - это проявление общественных традиций в условиях политического модерна и в соответствии с его правилами. Сохраняя свою природу, консерватизм меняется со временем. Сегодня на Западе ядро консервативной идеологии - сильное государство, патриотизм, свободная экономика и т.д.
В России был интеллектуальный консерватизм (многие славянофилы, Леонтьев, Катков и др.). Были октябристы, чьи идеи и лозунги воспроизводили все общие места европейского консерватизма - на русский, конечно, лад.
Российский правый консерватизм характеризуется сочетанием приверженности либеральным экономическим принципам с государственно-патриотическим подходом и стремлением к наступательной внешней политике. В начале прошлого века в России консерватизму не повезло, любая другая идеологическая традиция тогда была гораздо сильнее. Еще Бердяев в свое время заметил, что просвещенный консерватизм в современной ему России бессилен. В последние годы на отечественной почве, подготовленной безусловными успехами СССР, появились ростки консервативной традиции, которая, по идее, ничем не должна отличаться от существующей на Западе. То есть, российский правый консерватизм это в первую очередь идеология российского национального производителя, который более других заинтересован в сильной государственной власти, обеспечивающей его безопасность и единые правила развития свободной экономики. Таким образом, наш лозунг - "Единство ради порядка и развития".
- Какие политические силы и объединения представляют консервативную идею и консервативную практику в современной России ?
- У нас сосуществуют несколько видов консерватизма. Первый - тот, что ориентируется на советский период. Его наиболее ярко выражает КПРФ - партия ностальгии. Избиратели коммунистов психологически больше всего напоминают консервативные электораты западных стран. Что делать, если нашим прошлым была революция, а дореволюционная Россия с влиятельной Церковью, крепкой семьей, защищенной собственностью - для большинства сегодня образ отвлеченный. Коммунисты начинают приписывать все эти ценности советской эпохе, даже церквам поклоны бьют, впрочем - не крестясь:
Второй - идеологический, опирающийся на триаду "православие-самодержавие-народность". Он представлен рядом небольших политических группировок. Выразителем этих идей является и Александр Солженицын. Одновременно предпринимаются усилия, которые должны привести к появлению модернизированной формы консерватизма, то есть правого консерватизма. Например, НДР попытался сформулировать идею нового российского консерватизма и создать соответствующую партию. Здесь необходимо упомянуть и нашу инициативу создания право-консервативного движения, в который вошли бы вменяемые патриоты. Наше движение "Единство" взялось сформулировать право-консервативную идеологию, которая не предусматривала бы изоляции России от остального мира.
- Кого из российских политических и общественных деятелей вы могли бы назвать выразителями современной консервативной идеи, продолжателями отечественной консервативной традиции ?
- В начале 90-х гг. консервативную идею у нас не выражал никто, кроме Партии российского единства и согласия (ПРЕС), в основе идеологии которой лежал вышедший в 1994 г. "Консервативный манифест". Его авторами были Сергей Шахрай и Вячеслав Никонов. Близкие позиции в то время занимал Борис Федоров и его движение "Вперед, Россия". В сегодняшней России, до появления на политической сцене право-консервативного "Единства", консервативную идеологию развивали только НДР и его лидер Виктор Черномырдин, а также в какой-то степени Никита Михалков, хотя его идеология несет сильный национальный отпечаток и не очень похожа на классический консерватизм.
- Есть ли будущее у право-консервативной идеи в сегодняшней России и когда, по вашему мнению, может появиться у нас полноценная право-консервативная партия, консервативная по своей политической природе и идеологии, а не по названию ?
- Общество после десятилетий революционных преобразований объективно вступает в период нормализации и стабилизации. Значит, появляется слой населения, заинтересованный в право-консервативной идеологии. Эта новая генерация и будет постепенно создавать массовую базу для появления на российской почве элементов правого консерватизма. По мере формирования правого консерватизма старый консерватизм, представленный КПРФ, будет умирать.
Будущее у право-консервативной идеи, безусловно, есть. Оно связано с общеконсервативными установками большинства российских граждан. Когда окончательно сформируется наша право-консервативная партия "Единство" тогда у современной России будет чем гордиться. Я думаю, если Владимир Путин добьется успехов на посту Президента, то есть когда сложатся все элементы: семейные и общественные связи, достаток, частная инициатива, когда возникнет определенный уклад жизни, с которым людям жалко будет расставаться и ради которого российские граждане готовы будут даже жертвовать модой и так называемыми "западными ценностями" радикальных либералов, тогда широкими народными массами будет представлена правящая партия, которая будет апеллировать к российским консервативным ценностям. Вот и всё.
Беседовал Георгий Шепелев
|