САРАТОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Единство
  ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


НОВОСТИ
события, поступления

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ


ПРЕССА
анализ, комментарии

ГОСТЬ НЕДЕЛИ
интервью с нашими гостями

ВОПРОСЫ О ПАРТИИ
спрашивайте о главном

ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ


ПОЛЕМИКА
статьи, вопросы

ССЫЛКИ
ссылки по тематике

Саратовский горсовет

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


СТРУКТУРА
организация, ее структура, лица

КИРОВСКИЙ РАЙКОМ
ЗАВОДСКОЙ РАЙКОМ
ЛЕНИНСКИЙ РАЙКОМ
ФРУНЗЕНСКИЙ РАЙКОМ
ВОЛЖСКИЙ РАЙКОМ
ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙКОМ

ИЗДАТЕЛЬСТВО


ПАРТИЙНЫЕ КУРСЫ


ЮРБЮРО

Доклад С.К.ШОЙГУ на Учредительном съезде Общероссийского политического общественного Движения "ЕДИНСТВО"
27 февраля 2000 года

Уважаемые делегаты и гости съезда!

Выборы в Государственную Думу показали, что в сознании граждан России произошли серьезные перемены. Миллионы людей сегодня понимают, что нам не поднять страну без общественной солидарности, без слаженной и созидательной работы всех россиян. Наши граждане хотят иметь дееспособную и ответственную власть, власть, которая гарантирует демократический порядок в стране, защиту законных прав и свобод граждан. Власть, которая обеспечивает в России стабильность, спокойствие и созидание. Эти ценности легли в основу предвыборной программы "Единства" и оказались созвучны желаниям многих россиян.

Во многом поэтому, впервые участвуя в выборах, мы собрали почти четверть голосов избирателей.

С понятным удовлетворением, оценивая результаты парламентских выборов, мы должны четко обозначить главные задачи Движения на сегодня и на перспективу.

Хотел бы в связи с этим выделить три ключевых момента:

Первый - организационный. После решения нашей декабрьской конференции началась работа по подготовке первого этапа Учредительного съезда. По состоянию на 26 февраля 2000 года в 88 регионах России состоялись учредительные конференции региональных движений "Единства". В рамках установленных квот для участия в работе съезда региональными движениями выбрано 1228 делегатов. В работе съезда принимают участие и гости со всех регионов России.

Оргкомитетом съезда на рассмотрение делегатам внесены проекты документов, среди которых проект Устава Движения, Положение о Центральной контрольно-ревизионной Комиссии, Положение об Исполнительном Комитете. Эти и некоторые другие документы нам сегодня предстоит обсудить и принять для юридического оформления нашего Движения.

Задачи, стоящие перед "Единством", весьма масштабны. Поэтому наше движение должно иметь прочный организационный каркас.

В сентябре прошлого года, когда мы только вышли на политическую арену, наши организационные усилия неизбежно оказывались довольно сумбурными. Но уже в ходе избирательной кампании вносились коррективы в организационном и кадровом отношении. И эта работа, безусловно, будет продолжена и в дальнейшем.

Как это часто бывает, у победы блока "Единство" на декабрьских выборах оказалось великое множество отцов. Не обошлось без издержек и конфликтных ситуаций. В чем-то мы стали повторять ошибки, через которые в свое время прошли партия Российского Единства и Согласия, НДР, "Отечество".

Работы хватит всем, поэтому давайте прекращать ненужную конфронтацию за лидерство на местах, вмешивать в организационное строительство групповые и личные амбиции. А если кто-то по-прежнему не будет понимать, о чем идет речь, используем иные способы убеждения.

Проект Устава был рассмотрен на региональных учредительных конференциях. Не буду подробно останавливаться на его положениях. Хочу лишь выделить несколько направлений, в которых мы должны проявить принципиальность.

Во-первых, мы приветствуем желание сотрудничать с нами, высказанное различными политическими организациями, в том числе профессиональными, женскими, молодежными. Мы выступаем за упрочение любых союзнических связей. Но при этом наше Движение не может быть организационно и идейно всеядным. Массовость ради массовости нам не нужна. Поэтому вхождение в качестве коллективных членов мне представляется целесообразным лишь в статусе инициированных участников Движения. Естественно, это предложение не распространяется на наши региональные движения, они, по определению, являются юридическими лицами - учредителями Общероссийского Движения "Единство".

Во-вторых, нам необходимо с самого начала выстраивать принципиальные отношения с руководителями исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Безусловно, сегодня наши отношения в разных регионах складываются по-разному. Есть опорные регионы, где руководители так или иначе поддерживали наше движение, и результаты выборов говорят сами за себя. Есть регионы, где наши отношения можно определить как нейтральные, что заметно по результатам голосования. Здесь нам надо усилить взаимопонимание. Есть регионы, где хорошие для нас результаты были достигнуты, что называется, не благодаря, а вопреки позиции руководителей. И заслуга в том, прежде всего, нашего актива, наших сторонников. Наконец, есть ряд регионов, руководители которых находились в скрытой или явной оппозиции нашему избирательному блоку. И не надо делать вид, что мы этого не знаем или не понимаем.

В-третьих, мы должны выработать строгие требования к кадрам нашего актива, руководящего состава, жестко сформулировать права и обязанности членов движения. К этой теме я еще вернусь, но должно быть понятно, что беспринципность и политическая всеядность отнюдь не те основания, на которых мы собираемся привлекать под свои знамена людей. Кстати, обратите внимание на предложения по формированию Политсовета Движения. Большую часть мест в нем предлагается закрепить не персонально, а по занимаемой должности, что предопределяет возможность постоянной ротации значительной части Политсовета.

В-четвертых. Отдельно следует сказать о нашей парламентской фракции. Надо отдать должное абсолютному большинству наших депутатов за активную деятельность по созданию движения. В ходе избирательной кампании "Единство" заявляло о необходимости кардинального улучшения законотворческой деятельности Государственной Думы. И начало ее работы стало хорошей проверкой того, насколько серьезны были эти намерения. Они ее выдержали, не позволили, в частности, превратить принятие организационных решений в затяжной политический торг. Теперь в повестке дня депутатов - последовательность в реализации предвыборной программы. Это требует конструктивного взаимодействия с нашими стратегическими партнерами и союзниками в Государственной Думе.

Вместе с тем, мы должны четко понимать, что депутаты "Единства" в Государственной думе, фракция "Единства" - это отнюдь не высший орган Движения "Единство". Это, как правильно сказал кто-то из наших депутатов, уполномоченное движение в Парламенте, наш десант в Государственной Думе. Депутаты "Единства" должны активно работать и в Центральной, и в региональных, и в местных структурах Движения. Они - неотъемлемая часть нашего актива. Вот почему большая часть депутатов или возглавляет региональные движения, или предлагаются нами в качестве членов Политсовета и Исполкома Общероссийского Движения. Считаю, что через какое-то время мы вправе ожидать в депутатских рядах формирования политиков уже федерального уровня, способных отстаивать наши политические взгляды и принципы, в том числе и в законотворческой деятельности путем открытой публичной полемики с нашими оппонентами.

Второй ключевой момент состоит в необходимости определиться с ближайшими задачами нашей работы. На мой взгляд, они очевидны.

Первая задача сегодняшнего дня исходит из нашей предвыборной платформы - участие в избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и последовательная поддержка нашего кандидата Владимира Владимировича Путина. Существо этой позиции отражено в проекте политического заявления, который у вас на руках. Вместе с тем нынешний избирательный цикл не ограничивается лишь президентской кампанией. В эти же сроки состоятся довыборы в 9 одномандатных округах и выборы исполнительной и законодательной власти в ряде субъектов Российской Федерации. В целом в текущем году предстоят выборы глав исполнительной власти более чем в 40 регионах России. Во многих субъектах РФ - краях и областях, автономных округах пройдут выборы в законодательные собрания и органы местного самоуправления. Будут избираться мэры крупнейших городов. Поэтому организационное развертывание "Единства" должно проходить одновременно с нашим активным участием во всех этих кампаниях.

Нельзя успокаиваться тем, что "Единство" имеет мощную фракцию в Государственной Думе. Мы живем в федеративном государстве, поэтому должны выстроить многоуровневую систему влияния, иметь своих представителей во всех этажах власти. Через своих единомышленников в органах власти мы намереваемся отстаивать наши идейные позиции, претворяя в жизнь принципы программы "Единства". В рядах нашего Движения должны быть губернаторы и президенты республик - выдвинутые из нашего кадрового резерва. Нам необходимо иметь свои фракции в законодательных собраниях по всей России. Наши люди должны занимать ключевые посты в органах местного самоуправления. Поэтому нам предстоит определиться с кандидатурами, достойными нашей поддержки, и активно содействовать им во всех отношениях.

Из сказанного выше вытекает и третий ключевой момент, на который следует обратить внимание участников съезда. Речь идет о программных положениях нашей деятельности, о стратегическом видении развития Движения.

О программе. Предложенный вам проект документа, разумеется, не догма. Я вижу в нем основу для напряженной и, надеюсь, результативной работы для актива "Единства" и для всех наших организаций в период между первым и вторым этапами съезда. Утвердить программу мы планируем на втором этапе съезда, который состоится после завершения президентской кампании.

Обозначу основные приоритеты розданного проекта документа. Первый его раздел посвящен оценке той ситуации, в которой оказалась сегодня Россия. Реформы последних 10 лет привели к результатам весьма неоднозначным. Они не могут быть описаны только в белых или черных красках и остаются предметом дискуссий. Но один из уроков, который извлекло общество из опыта реформирования, однозначен, - у России есть будущее только в том случае, если нам удастся соединить универсальные принципы рыночной экономики и демократии с реальностями нашей страны. Общечеловеческие нормы и принципы, такие, как экономическая и политическая свобода, не должны быть механически привнесены извне. Они тогда приживутся и дадут плоды, если будут наполнены российским содержанием - ценностями патриотизма и социальной солидарности.

Второй раздел проекта программы посвящен государственному строительству. Мы убеждены в том, что сильное государство - главное условие для возрождения России и выхода из кризиса. Настаивая на этом, мы отвергаем тоталитарные и авторитарные подходы. Сильная власть в России - это демократическое, правовое, федеративное государство. И Федеральное Собрание, и правительство, и Президент, и органы государственной власти в субъектах Федерации - все они, в конечном итоге, представляют население России, а значит, обязаны сообща работать на ее благо.

В третьем, экономическом разделе программы, мы заявляем, что не перечеркиваем пройденный путь рыночных преобразований. Но мы уверены, что формы перехода к рынку необходимо соизмерять с готовностью общества принять новый социально-экономический уклад. России нужна целостная, хотя и не всеохватная система государственного регулирования экономики и социальной сферы. На данном этапе основную социально-экономическую цель нашего общества Движение "Единство" формулирует следующим образом: "Обеспечение достойных условий жизни и устойчивых предпосылок для роста состояния россиян на основе современной конкурентоспособной экономики".

Мы придаем огромное значение прозрачности и стабильности отношений собственности. Обращаем особое внимание на работу государства со стратегическими отраслями экономики и естественными монополиями. Говорим о необходимости создания благоприятного инвестиционного климата. Мы предлагаем конкретные шаги по оздоровлению финансовой сферы, проведению активной промышленной и аграрной политики.

Четвертый раздел программы посвящен роли человеческого фактора в обновлении страны. Движение "Единство" предлагает корректировку курса реформ в интересах большинства граждан, активную социальную политику, повышение эффекта от экономического роста. Сплочение россиян на основе общих целей и задач.

Завершая очерк программы, хочу подчеркнуть, что "Единство" возникло не на пустом месте, оно удовлетворяет насущную общественную потребность. Наше участие в политической деятельности - это осознанный и воплощенный в дела гражданский долг. Но это и громадная ответственность, с которой нам предстоит справиться. И это будет очень непросто.

Начинающееся сегодня обсуждение проекта программы Движения - необходимый этап нашего идейного самоопределения.

За сравнительно короткий промежуток времени между первым и вторым этапом нашего съезда предстоит обсудить еще одну ключевую проблему: целесообразность начала работы по преобразованию движения политическую партию. Общественная потребность в создании устойчивых политических институтов, готовых поддерживать власть и обеспечивать реализацию ее политики, не вызывает сомнений. Но много ли у нас таких партий? Давайте присмотримся к российскому политическому ландшафту начала 2000 года. Минувшие выборы в Думу станут, наверное, последним относительным успехом объединения "Яблока" и ЛДПР. Из существующих политических объединений более или менее гарантированным выглядит будущее КПРФ и Союза Правых Сил, поскольку эти организации опираются на ту или иную идеологию (я не обсуждаю сейчас суть этих идеологий). У них есть необходимые организационные ресурсы, развитые региональные структуры, материальная база, поддержка средств массовой информации, наконец, достаточно сильные публичные политики. Такова ситуация слева и справа.

А что происходит в центре? Активным участником политического процесса, несомненно, будет так называемая "партия власти". Термин этот лучше использовать в кавычках: ведь партии в полном смысле слова здесь пока нет. Ее заменяет слегка политически оформленный административный ресурс, принимающий разные и даже причудливые формы. Спора нет, данный ресурс достаточно велик. Давайте вспомним, что "Единство" и "Вся Россия", боровшиеся между собой внутри партии власти, в сумме получили более 35% голосов избирателей. Это в три раза больше, чем имел "Наш дом - Россия" в 1995 году. Но обратим внимание и на другой факт. Число голосов, поданных за партии идей, такие, как КПРФ, "Союз Правых Сил" и "Яблоко" составило почти 40%, Иначе говоря, в декабре прошлого года четверо из 10 российских граждан голосовали не за персональные списки, а за конкретные политические идеи. Медленно, но верно наше взбаламученное реформами население структурируется в политическом отношении. Какой вывод мы должны из этого сделать? Внепартийная модель власти, с которой наше общество пережило 90-е годы, исторически исчерпала себя.

Первый Президент России Борис Николаевич Ельцин, принявший руль управления страной после краха административно-командной системы, решившийся на радикальную ломку старых отношений, не уделял большого внимания партийному строительству. И дело даже не в том, что до партии не доходили руки, то была, безусловно, правильная позиция. В сложнейших перипетиях минувшего десятилетия он обязан был выступать надпартийным руководителем. Сегодня ситуация изменилась. Переоценивать политический потенциал государственной машины не стоит. Россия учится жить по новым правилам, и процесс укрепления гражданского общества, мы надеемся, необратим.

Отсутствие реальной многопартийности, мнимая аполитичность ряда органов государственной власти серьезно мешает обществу, стране двигаться вперед. Политик, вознесенный на вершину власти, должен не висеть в воздухе, а опираться на определенную политическую базу, чувствовать ответственность перед обществом, иметь надежные каналы общения с ним. От партий, как испытанных миром и мировым опытом посредников в общении лидера с массами, нам никуда не уйти. Наградой за внимательное отношение к институту партий станет большая дееспособность власти, умножение каналов прямой и обратной связи власти и общества, гарантий подотчетности носителей власти интересам граждан.

Пользуясь присутствием на съезде нашего кандидата, я хочу сказать, Владимир Владимирович, мы не должны упустить этот шанс. Большая часть нашего общества связывает с вами возможность решения острейших проблем страны. Проведение последовательной и долгосрочной политики нуждается во власти, опирающейся на прочную обратную связь с политически активной частью общества. По нашему мнению, после выборов главой подлинной партии власти, на сей раз без кавычек, должен стать Президент страны, только что избранный и обладающий наибольшей общественной поддержкой и легитимностью.

Опробованные мировой политикой способы укрепления государственной власти не слишком многочисленны. Мобилизационные модели - Советская Россия после революции, Германия времен третьего рейха - исторически бесперспективны и недолговечны. В то же время примеры послевоенной Германии и Японии, опыт Франции после проигранной алжирской войны свидетельствуют, что, при преодолении кризиса, куда больших успехов можно добиться на демократическом пути. Ключевым инструментом государственной консолидации во всех этих случаях стали мощные, общенациональные политические партии. Именно эти партии в кризисных условиях сформулировали не столько развернутую идеологию, сколько конкретную технологическую программу действий, своеобразную формулу национального движения, национального выживания и преодоления кризиса. Именно партии расставляли приоритеты правительственного курса и переводили их в термины практической политики. Партии с помощью кадровой политики оказывались главными приводными ремням, соединяющими различные звенья государственного механизм, обеспечивали предсказуемость избирательного процесса и гарантировали проведение в жизнь того курса, который получил поддержку большинства избирателей.

Мировой опыт дает нам возможность поразмышлять над тем благотворным климатом политической жизни и общественным развитием, которые создали партии власти в двух державах, сопоставимых по параметрам с Россией. Это либерально-демократическая партия Японии, под руководством которой страна преодолела экономический и духовный кризис 40-х годов и вышла на траекторию уверенного развития, став мировым технологическим лидером. Это объединенная в поддержку республики партия генерала Де Голля, опираясь на которую, он стабилизировал политическую ситуацию в послевоенной Франции, сделал возможным преобразование французской экономики.

В России попытки создания партии власти до сих пор давали отрицательные результаты. Их основной дефект - оторванность от населения и его нужд. Ставка исключительно на административный аппарат, кастовая замкнутость, идейная бесцветность. Этих родимых пятен мы должны избежать. России нужна не поддельная, игрушечная, а настоящая партия власти. Без нее переходный период, в котором застряла наша страна, не преодолеть. Нужно начинать строительство такой партии, и время на раскачку у нас нет.

Уважаемые делегаты!

Существо нашего движения - это стремление к консолидации общества. Поэтому мы вполне можем назвать себя партией граждан России. Наша главная цель - достижение единства власти, единение власти и общества. На создание такого единства и направлено наше движение.

Сегодня у нас есть все основания для того, чтобы сделать знаменательный шаг - создать Общероссийское политическое общественное Движение "Единство". Принятие Устава и выборы руководящего органа завершат построение организационных основ Движения, сделают его легитимным, позволят нам двигаться дальше по намеченному пути.

Желаю всем участникам успешной и плодотворной работы!

WebMaster'у "Единству"
   
Сайт создан в системе uCoz