САРАТОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Единство
  ГОСТЬ НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


НОВОСТИ
события, поступления

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ


ПРЕССА
анализ, комментарии

ГОСТЬ НЕДЕЛИ
интервью с нашими гостями

ВОПРОСЫ О ПАРТИИ
спрашивайте о главном

ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ


ПОЛЕМИКА
статьи, вопросы

ССЫЛКИ
ссылки по тематике

Саратовский горсовет

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


СТРУКТУРА
организация, ее структура, лица

КИРОВСКИЙ РАЙКОМ
ЗАВОДСКОЙ РАЙКОМ
ЛЕНИНСКИЙ РАЙКОМ
ФРУНЗЕНСКИЙ РАЙКОМ
ВОЛЖСКИЙ РАЙКОМ
ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙКОМ

ИЗДАТЕЛЬСТВО


ПАРТИЙНЫЕ КУРСЫ


ЮРБЮРО

НЕРЯШЛИВЫЙ ГОРОД ПАЧКАЕТ ДУШИ

Беседа главного редактора ГУБЕРНИИ с главным архитектором г. Саратова Александром Тарасовичем Синим

Э.Н. Абросимов: Александр Тарасович, Вы в Саратове, по-моему, четыре года ?
А.Т. Синий: Нет. Четыре года я на должности главного архитектора, а так я переехал в 1992 году.
Э.Н. Абросимов: Все равно, это не очень давно. Какие у вас были впечатления, когда вы приехали в Саратов в первый раз? Что в нем отличное от других городов? Что неприглядное Вам, как архитектору, сразу бросилось в глаза?
А.Т. Синий: Я приехал в первый раз в марте 1990 года из Ташкента, то есть еще просто договаривался о возможном переезде. Впечатление от города было самое благоприятное. Я сразу ощутил в нем теплоту и душевное равновесие. Но были и негативные ощущения, так как была теплая весна и уже в начале марта сошел снег, обнажив грязь и плохие дороги, и это, конечно, не понравилось.
Э.Н. Абросимов: Вы находитесь на должности главного архитектора уже четыре года, как вам удается справиться с теми недостатками, которые Вам тогда бросились в глаза? Видите ли вы свое участие в решении этих проблем?
А.Т. Синий: В первую очередь мы активно продолжили работу над генеральным планом города, завершив в кратчайшие сроки работу над его основными разделами - "Схемой функционального зонирования" и "Схемой транспортного развития" и уже в середине 1998 года они были утверждены Саратовской городской Думой. На основании этих разработок, и в первую очередь, Схемы транспортного развития, составляющей основу планировки города, были выполнены работы по "красным линиям", то есть линиям, отделяющим земли общего пользования, в частности дороги, от остальной территории. Недавно Городской Думой утверждены координаты и графическое изображение "красных линий" центральной части города. Ведется разработка Комплексной транспортной схемы, которая определит приоритеты развития и направления движения различных видов общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи и, даже, метро и другие виды скоростного транспорта). Далее необходимо вести разработку поперечных профилей улиц города, где будут указаны трассы инженерных коммуникаций, расположенных на специальных участках улиц вне проезжей части, чтобы не приходилось при ремонте инженерных сетей вскрывать дорожное покрытие, как это делается сейчас. Кроме того, ведется разработка схем инженерного обеспечения города и уже выполнена схема газоснабжения, заключаются договора на разработку схем водоснабжения и водоотведения, схемы теплоснабжения и электроснабжения. Необходимо вести работы над схемами ландшафтного и строительного зонирования. Все это составляющие разделы генерального плана, в котором нуждается город для понимания путей не только развития, но и обеспечения нормального своего функционирования. Крайне необходима также разработка схемы правового зонирования и правил застройки, которые значительно улучшат инвестиционный климат в городе. Но на все эти разработки требуются средства, в рамках бюджета города не такие и большие, так на все перечисленные работы потребуется не более 15 млн. рублей, и в течении этого и следующего года можно было бы завершить эти разработки. И здесь нельзя останавливаться и прерывать или даже замедлять идущий, правда слишком медленно, процесс. Тем, кто формирует бюджеты надо не только говорить о любви к городу, но и делать то, без чего будущее города будет покрыто пеленой, ведь неверная градостроительная политика сегодня, обернется серьезными проблемами в недалеком будущем, в том числе и огромными материальными затратами.
Э.Н. Абросимов: А грязь которая Вам не понравилась в 1990 году...
А.Т. Синий: К сожалению, мало что изменилось. Что-то делается и стоит немалых трудов поддерживать чистоту и порядок, но принципиального улучшения нет. Грязь так и осталась грязью, хотя город, особенно в центральной его части стал чище. Особая боль - дороги.., они по-прежнему каждую весну превращаются в бездорожье, латаются ямы, некоторые улицы асфальтируются, а не следующий год все повторяется, с каждым годом дороги становятся все хуже и хуже. И как бы мы не старались строить красивые здания, реконструировать и ремонтировать существующие дома, плохие дороги уродуют город, и это удручающий факт. Но это только одна сторона проблем дорожного строительства. Другой является практически полное отсутствие строительства новых дорог, транспортных развязок на разных уровнях, подземных и наземных пешеходных переходов. Разработанные нашим управлением мероприятия по строительству и реконструкции городских дорог остались невостребованными. А между тем, это еще один выстрел в будущее. Уровень автомобилизации в городе увеличивается, а дорожно-транспортная сеть остается практически на уровне 60-70-х годов. Нужно помнить, что в одночасье эти проблемы не решить, дорожное строительство - очень долгий процесс, к тому же все нужно запроектировать... Время уходит безвозвратно.
Э.Н. Абросимов: На прошлой нашей встрече, прозвучала интересная мысль, было сказано, что окружающий город, окружающая архитектура очень сильно влияет на душу тех людей, которых она окружает. Что можно сказать в этом плане про Саратов? Влияет ли он положительно на души людей, которые живут в нем, вносит ли он гармонию?
А.Т. Синий: Всем нужно понимать, что архитектура - элемент культуры. Мы как бы не вошли в понимание, что архитектура - это немаловажная составляющая культуры народа. Ведь можно представить так, что земля города - это холст, а сооружения, улицы, здания - это картина написанная на этом холсте, она формирует души, это искусство, со всей его силой воздействия. Нет города второго, похожего на Саратов. С точки зрения художественного образа наш город уникален. Эту индивидуальность как раз и нужно сохранить и приумножить. Ценить нужно тех, кто делает эту архитектуру, то есть архитекторов. К сожалению, очень досадно, что к архитекторам отношение такое, как к виновникам всего негативного, что происходит в городе, а не как к людям которые создают красоту и которых надо как-то поддерживать и стимулировать в их деятельности. Один из символов города - это консерватория, но все забывают, что его создали по проектам.
Э.Н. Абросимов: А в чем уникальность Саратова?
А.Т. Синий: Саратов - один из ярчайших городов России. В центральной части города использован по-настоящему интересный и замечательный прием, как размещение улиц примерно под углом 450 к Волге, таким образом большая часть улиц имеет замыкание на самой реке, это заложено в генеральном плане города 1804 года.
Волга в Саратове является самым главным, композиционным элементом застройки, в том числе и национально-духовным. Не случайно саратовцы любят изображение Волги, я испытал на себе это как живописец. Она находится как бы в душах людей. Есть также сама застройка исторической части. Надо сказать, что она не сложилась единовременно. Даже в самой центральной части города она находится в постоянном изменении. Это нормальное состояние городской среды. То что было 50 лет назад - это одно состояние, 90 лет - другое.
Сегодня мы видим, как большинство людей, прожив молодые годы воспринимает это как незыблемое состояние, то есть то, что отложилось в детстве, юности. Поэтому у нас много жалоб на то, что строится, изменяется облик города, строительство затрагивает историческую среду, но ведь этот же процесс происходил всегда.
Если взять проспект Кирова, то меньше ста лет назад не было и консерватории, не было и гостиницы "Волги", не было многих других зданий, которые сегодня являются нашим достоянием. Точно также сегодняшние здания, большинство из них, особенно в центральной части города очень удачно вписываются в контекст городской среды. В частности можно отметить интересное решение десятого корпуса СГУ, построенные в этом году на углу улиц Московской и Астраханской. В этой работе Управления рхитектуры и я лично принимал самое активное участие в процессе проектирования, в период строительства, являюсь одним из авторов этого здания.
Если положительный пример удачного решения нового строительства в контексте существующей застройки возле здания администрации Кировского района на улице Большой Казачьей (архитектор А. Хопров).
В последние годы в городе создается много приятных уютных уголков, и особенно этим славится наш проспект Кирова. Но вот за самими, даже самыми замечательными зданиями - большие проблемы. Там мало что изменилось за последние 30-40 лет, это ветхое малоэтажное жилье, сараи, гаражи, мусор. Там живут люди, и в психологическом, и в социальном отношении они чувствуют себя ущемленными, находясь рядом с дорогими магазинами, кафе, ресторанами. Поэтому еще в 1998 году нами был выполнен проект концепции застройки территории, прилегающей к проспекту Кирова. Ставилась задача снести все ветхое, отжившее, сохранив красивое и интересное, и построить новое не хуже прошлого, тем более что с точки зрения сегодняшнего уровня архитектуры, строительства, материалов можно и нужно создавать практически любые по архитектурному образу и качеству здания.
Э.Н. Абросимов: Получается некая двойственность: красивые фасады, фешенебельные магазины, рестораны, проспект для обеспеченных, и тут же через несколько шагов деревянные ветхие строения где живут обделенные люди. Вас не поражает эта двойственность, атмосфера двуличия? Вспоминаю деревенскую девочку, которая приехала в Саратов, посмотрела как все красиво, потом зашла за фасад и увидела, что там грязь. У нее сложилось убеждение, что достаточно дорогим лаком покрасить ногти, чтобы скрыть под ними грязь.
А.Т. Синий: Исторически так сложилось и сегодня пришло время это исправить. Сегодня уровень общества, состояние определенной группы граждан - бизнесменов, то есть тех, кто сегодня возглавляет производства, банки, состоятельные люди. Они должны вкладывать средства не с точки зрения решения каких-то социальных задач специально, какой-то благотворительности, а для того, чтобы отселить этих людей в более благоустроенные современные квартиры, а эту территорию использовать на все 100% как под элитное жилье, которое стоит большие деньги, так и под магазины и другие общественные здания. Такие предложения как раз были сделаны в концепции застройки. Сегодня е мы согласовали эскизные проекты некоторых зданий, ведутся разработки чертежей. То есть начало положено. Но это касается не только проспекта Кирова, в таком же, приблизительно положении и улица Яблочкова, Челюскинцев, Московская, постепенно выйдем и к улице Кутякова и дальше, в сторону Большой Горной и Соколовой. Имеются огромные площади для строительства, то есть город, не теряя своего облика, приобретет то, что сделает его действительно одним из уникальных городов России. Для этого нужна добрая воля, желание работать и понимание, что это принесет большие дивиденды.
Э.Н. Абросимов: Добрая воля и желание кого?
А.Т. Синий: В первую очередь людей, имеющих средства, то есть инвесторов, способных вложить свои капиталы в строительство.
Э.Н. Абросимов: В плане разработок это уже готово?
А.Т. Синий: Оно не готово, но есть понимание, как делать. В каждом случае под каждого конкретного заказчика должны разрабатываться проекты.
Э.Н. Абросимов: Говорят, что архитектура - это окаменевшая музыка...
А.Т. Синий: Лучше сказать застывшая.
Э.Н. Абросимов: Какую музыку играет в этом смысле Саратов? Что это, вальс, джаз, рэгги, рок-н-ролл?
А.Т. Синий: Если говорить про центральную часть города, то это простая но приятная музыка, в которой расставлены прекрасные аккорды. Но во многих других районах города, пока музыка не звучит. Наша задача - создать симфонию в центре города и суметь воспроизвести мелодию ансамблей в других районах города.

WebMaster'у "Единству"
   
Сайт создан в системе uCoz